ТАКСОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ = АКЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАСС

Важнейший из четырех ключевых параметров глагольной лексемы – таксономическая категория (Т-категория), или, иначе, акциональный класс.

Т-категория (акциональный класс) соответствует определенному типу внеязыковой ситуации и показывает, как содержание ситуации распределяется во времени.

Акциональные классы разделяются в зависимости от того

а) есть ли в ситуации целесообразно действующий субъект (Агенс) или она развивается «стихийно»: агентивность (контролируемость) vs. неагентивность;

б) есть ли в ситуации изменение (действие, деятельность, процесс, происшествие) или она статическая (состояние): динамичность vs. статичность;

в) есть ли в ситуации ограниченность во времени:предельность vs. непредельность

г) каков интервал ситуации по отношению к моменту наблюдения

    интервал достаточен, чтобы наблюдатель мог находиться внутри интервала, или ситуация сосредоточена в одной точке и наблюдатель может находиться внутри интервала: длительность vs. моментальность

наблюдателю достаточно одного интервала наблюдения, чтобы идентифицировать ситуацию, или нужно несколько таких интервалов           (обычный vs. сверхдолгий временной интервал) 

Каждая Т-категория (акциональный класс) характеризуется определенным набором участников и задается каркасом, т.е. определенной конфигурацией, структурой компонентов в толковании.

Каждая категория отражает структуру события и соответствующую ей структуру толкования (набор участников, конфигурацию компонентов), т.е. задает ФОРМАТ ТОЛКОВАНИЯ, одинаковый для представителей данной категории. Так, действие обязательно предполагает деятельность субъекта, состоящую в прямом или косвенном воздействии на объект, и достижение результата, совпадающего с целью; происшествие предполагает изменение состояния объекта, т.е. обязательными компонентами являются исходное состояние и конечное состояние, и т.д. Кроме постоянных параметров структуры есть вариативные, которые задают субкатегории (например, у действия может не быть процесса изменения объекта, синхронного деятельности, ср. уговаривать, ловить). 

Т-категория определяет:

– наличие или отсутствие видовой пары

– тип видовой пары (тривиальная пара, предельная пара, перфектная пара), см.  Противоположный вид.

– сочетаемость с разными типами обстоятельств (ср. *Он в данный момент приходит к нам – действие с акцентом на результате (прийти и под.) не имеет актуально-длительного значения и не сочетается с обстоятельством момента наблюдения).

– характерные типы семантических сдвигов (см. Параметры лексического значения и парадигма многозначности)

 

В базе различаются следующие основные категории:

Действие

Деятельность

Происшествие

Процесс

Свойство

Состояние 

 

Действие и его разновидности

Обязательными компонентами структуры действия являются агенс и цель.

Наличие Агенса является общим для действия и деятельности.

Признаки глаголов действия: имеют Агенса, образуют видовую пару. Основной для глаголов действия является предельная пара (открывать окнооткрыть окно), где глагол НСВ обозначает развитие ситуации, движение к пределу, а глагол СВ – достижение предела.

Модификации действия могут иметь и другие типы видовых пар. 

Глагол действия НСВ имеет следующую структуру:

Исходное состояние

Интервал деятельности

Цель агенса 

Глагол действия СВ имеет следующую структуру:

Исходное состояние

Интервал деятельности

Конечное состояние = результат (= итог). 

Действие обычное.

Прототипическим действием является действие обычное: вымыть тарелку, вытереть руки, отрезать пуговицу от пальто, расстегнуть куртку, покрасить забор и т.п.

Действие обычное включает следующий набор компонентов:

Деятельность субъекта, которая обычно состоит в воздействии на объект определенным способом – именно тем, который позволяет достичь заданного результата.

Способ, как правило, предполагает участие инструмента и / или средства

(подметать пол метлой [инструмент], красить стену краской [средство] / кистью [инструмент])

Каузация (деятельность субъекта каузирует процесс в объекте)

Процесс: синхронное деятельности (воздействию) изменение свойства или состояния объекта; у действия обычного процесс имеет предел – такую точку, по достижении которой процесс оказывается исчерпанным и далее продолжаться не может;

Цель субъекта (для глаголов НСВ) – определенное конечное состояние объекта (=предел процесса);

у глаголов СВ цели соответствует достигнутый результат действия (= итог процесса) 

Действие обычное; конатив (будить денщика, ловить бабочку) предполагает, что субъект прилагает усилия, но никаких видимых изменений, синхронных этим усилиям, с объектом не происходит, т.е. отсутствует процесс, синхронный деятельности субъекта. Изменения не накапливаются (поэтому нельзя сказать *наполовину разбудил денщика, *наполовину поймал бабочку), а конечное изменение происходит одномоментно (или не происходит вовсе): будил-будил – еле разбудил; ловил целый час, но так и не поймал.

У таких глаголов не заполняется поле К-7, которое предназначено для компонента «процесс». См. Толкование.

Конативом может быть не только действие обычное, но и действие с акцентом на результате.  

Действие обычное; с локативным Объектом.

Такие глаголы обладают «смещенной диатезой» (по сравнению с «обычным» глаголом).

К ним относятся, например, глаголы «полного охвата» (термин Ю.Д. Апресяна). Глагол наполнить (бассейн водой) описывает ситуацию «налить воды в бассейн» (и содержит дополнительный компонент, что бассейн занят водой целиком, откуда и термин «полный охват»). У глагола налить (воды в бассейн) вода является объектом (пациенсом), а бассейн – местом. У глагола же наполнить (бассейн водой) вода выполняет роль средства, а бассейн формально является объектом, но семантически он продолжает оставаться местом-вместилищем, куда наливают воду. Поэтому такой «объект» назван локативным. 

Локативный объект встречается не только у глаголов действия, но также у глаголов происшествия (залить скатерть чернилами, т.е. «налить чернил на скатерть»); глаголов процесса (вода залила пол в ванной, т.е. «вода налилась на пол») и глаголов состояния (снег покрывает землю, т.е. «снег лежит (находится) на земле»). 

Действие сверхкраткое.

Действие занимает столь малый интервал времени, что у него естественно употребляется только глагол СВ: потушить свет, пробить фанеру кулаком. Употребление НСВ в актуально-длительном значении обычно затруднено, но в принципе возможно. 

Действие сверхдолгое.

Действие сверхдолгое (вырастить дерево) происходит на сверхдолгих интервалах, поэтому оно, в отличие от действия обычного (мыть руки), не соотносится с моментом наблюдения, а описывается интервалом, ср.: Я сейчас не могу подойти к телефону: я мою руки, но ?Я сейчас не могу подойти к телефону: я выращиваю дерево.

Действие состоит из разнородных действий субъекта, который на сверхдолгом интервале создает и поддерживает условия для достижения конечного результата.

Парный НСВ имеет не актуальное, а стативное значение. 

Действие с количественным результатом.

Эти глаголы обозначают действие с недискретным объектом: намолоть муки, выплавить 10 тонн стали, нарезать моркови, набить сена в матрас, нарвать цветов. Обычно это вещество (плавить сталь) или множество (резать морковь). Поскольку результат имеет количественную характеристику (выплавить какое-то количество стали, нарезать / натереть какое-то количество моркови), его нельзя обозначить тем же выражением на интервале деятельности. Так, если субъект съел яблоко, то на интервале деятельности он ел яблоко (обычный предел); но если субъект вскопал две сотки, то на интервале деятельности он не *копал две сотки, а копал землю, если субъект нарезал моркови, то на интервале деятельности он не *резал моркови, а резал морковь. Т.е. в силу характера объекта действие не имеет естественного предела и не имеет предельной видовой пары. Интервал деятельности, приводящей к количественному результату, описывается глаголом категории «деятельность: транзитив; с накоплением результата» (молоть муку; набивать сено в матрас; рвать цветы и т.д.) 

Действие с параметрическим объектом.

Глаголы обозначают действие, направленное на изменение значения параметра (скорость, длина, глубина, температура, вес и т.п.): охладить раствор (= ‘уменьшить температуру’), увеличить ширину дверного проема, замедлить ход поезда (=‘уменьшить скорость’).

Эти глаголы похожи на действия с локативным объектом (глаголы полного охвата) тем, что на интервале деятельности субъект изменяет состояние объекта, воздействуя на какой-то другой объект:

углубить яму = копать землю и выбрасывать ее из ямы, тем самым делая яму глубже; удлинить юбку = пришить к юбке кусок ткани, тем самым сделав ее длиннее.

Разница в том, что у глаголов полного охвата (набить подушку сеном) предел имеет абсолютный характер (объект «занят» целиком, в полном объеме), а у глаголов с параметрическим объектом значение параметра меняется на некоторую величину, которую можно выразить специальной валентностью: удлинить юбку на 5 см

Действие с синхронным результатом.

Постучать (по крышке прибора), потереть (ушибленное место).

Результат действия существует лишь пока продолжается само действие и исчезает после прекращения деятельности: Постучал по крышке прибора – синхронным результатом действия является стук. 

Действие: дальняя цель.

Действие с дальней целью – это ситуация, когда субъект совершает какое-то действие (стучит в дверь), имеющее «ближайшую» тривиальную цель (постучать в дверь), но при этом имеет и другую цель (звуком привлечь внимание других людей, чтобы они открыли дверь). Т.е. результат данного действия (стук) мыслится субъектом не как конечный, а как средство достижения другой, дальней цели. 

Действие с акцентом на результате.

Интервал деятельности не может быть описан тем же глаголом в форме НСВ:

что он делает? – *вдохновляет Y;

*мы сейчас доходим до леса.

Деятельность субъекта по достижению цели (поле К5) описывается другим глаголом или глаголами:

Х вдохновил Y-а на разработку новой модели → Х говорил, убеждал;

Дошли до леса только к вечеру → шли (но не *доходили до леса; Вы куда? – *Доходим до леса). 

Таким образом, у действий с акцентом на результате отсутствует парный НСВ со значением актуальной (наблюдаемой) деятельности.

Глаголы данной Т-категории имеют только тривиальную видовую пару, т.е. соответствующий глагол НСВ имеет многократное значение:

Сколько раз мы доходили до леса, но ни разу не вошли в лес

Действие с акцентом на результате; интерпретация.

У глаголов интерпретации есть «объективный компонент», т.е. денотативное содержание ситуации, и есть осмысление, квалификация этого содержания говорящим. Таким образом, глаголы интерпретации включают компонент «Говорящий считает» или «говорящий утверждает». Например, в ситуации «Х вмешался в разговор» есть «объективное» действие Х-а: заговорил, принял участие в разговоре. Но говорящий рассматривает это действие как неуместное, нежелательное, как помеху другим собеседникам, и квалифицирует его как вмешательство.

Интерпретацией может быть также происшествие, ср.: испортить 2.2 (Появление Ивана испортило нам вечер). 

Действие моментальное.

Особенность действия моментального состоит в том, что оно имеет, так сказать, нематериальный результат, который не занимает времени: это некоторое изменение состояния, изменение положения дел. Чтобы достичь этого результата, субъект либо просто принимает решение (воздержался при голосовании – решил не голосовать ни за, ни против и не голосовал), либо совершает какое-то физическое действие – обычно речевое или семиотическое (произносит слова, производит знаковые движения): попросил принести чаю (сказал «Принесите чаю» или что-то подобное), увеличил сотрудникам зарплату (издал приказ об увеличении зарплаты). Этот «субстрат», конечно, занимает какое-то время и требует определенных усилий, однако результирующее изменение происходит «моментально», почему данная разновидность действия и получила такое название. 

Действие абстрактное.

Субъект достигает цели, которую он заранее наметил, однако способ достижения этой цели не специфицирован. Если в случае вымыть кастрюлю (действие обычное) известно, что для достижения результата на интервале деятельности нужно мыть кастрюлю, т.е. известен способ, которым можно достичь результата, то в случае укрепить дисциплину заранее неизвестно, какие действия нужно предпринять, каким способом этого достичь.

У таких глаголов в поле К5 (способ) – компонент «способ не специфицирован».

Деятельность – тип ситуации, близкий к действию.

Деятельность, как и действие, предполагает Агенса, т.е. целесообразно действующего субъекта.

Деятельность отличается от действия по характеру предела и по наличию объекта.

Деятельность – в отличие от действия – непредельная ситуация, т.е. она может быть прервана, но не исчерпана естественным пределом: клеить коробочки, болтать ногами, наблюдать за подъездом, ехать на велосипеде, сопровождать груз

Деятельность может не иметь объекта (прямого, т.е. выражаемого винит. падежом без предлога). У действия всегда есть объект. Это синтаксическое различие связано с семантическим. Цель действия – изменение состояния объекта, а его результат – новое состояние объекта. У деятельности может быть косвенный объект (стучать в дверь; играть на скрипке). Целью такой деятельности не является изменение состояния объекта: цель ситуации стучать в дверь – не изменить состояние двери, а подать сигнал, цель ситуации играть на скрипке – не изменить состояние скрипки, а извлечь звуки.

В качестве своеобразного объекта может выступать и собственное тело человека: в ситуации движения – идет, бежит и т.д. – человек «управляет» собственным телом, в результате чего оно перемещается.

Глаголы деятельности, имеющие прямой объект, относятся к субкатегории «деятельность: транзитив».

К субкатегории «деятельность: транзитив; с накоплением результата» относятся глаголы НСВ с недискретным объектом (объектом выступает вещество или масса), ср.: пахать землю, молоть зерно, тереть морковь. Они соотносятся с глаголами СВ «действие: с количественным результатом».

Спецификации деятельности – абстрактная, дальняя цель, итерпретация, с синхронным результатом, сверхдолгая – имеют тот же смысл, что и соответствующие спецификации действия (см. Действие и его разновидности).

Происшествие

– это изменение состояния объекта или положения дел, происходящее не в результате целенаправленной деятельности человека, а в силу действия каких-то стихийных причин или случайных событий. При этом какие-то причины обязательно действуют, в противном случае положение дел не менялось бы. Поэтому смысл «причина» (каузативный компонент) входит в семантику любого глагола происшествия. Однако статус этого компонента может быть различным, в силу чего Т-категория «происшествие» имеет две основных субкатегории – «происшествие каузативное» и «происшествие с фоновым каузатором».

Происшествие каузативное.

У глаголов этого подкласса (пуля пробила дверь, ураган сломал дерево, хулиганская выходка возмутила присутствующих) каузация является строевым компонентом, а каузатор (причина изменения) входит в коммуникативный центр, являясь субъектом и подлежащим.

Происшествие каузативное имеет разновидности.

Происшествие: каузативное; с действующим субъектом (Мастер натер мозоли на руках): каузатором является не стихийная сила, а деятельность лица, а каузируемым – побочный (обычно нежелательный) результат этой деятельности, который не был ее целью.

Происшествие: каузативное; с субъектом ответственности – это ситуация, когда с человеком происходит какое-то происшествие, неконтролируемая ситуация, и эта ситуация является причиной ущерба объекту: зацепился за гвоздь и порвал пиджак; вертел в руках карандаш и сломал. Человек при этом назван субъектом ответственности, т.к. он мог бы избежать нежелательных последствий, если бы лучше контролировал себя.

Происшествие с фоновым каузатором.

Это глаголы (дети проснулись от шума в коридоре, чашка упала с верхней полки), у которых причина изменения (каузатор) не находится в коммуникативном центре и является фоновым компонентом (эта информация помещается в строки К1–К3).  Фоновый каузатор, в отличие от полноценного каузатора, не является подлежащим; тем не менее он очень часто может быть выражен синтаксически – предложной группой: Дети проснулись от шума; Из-за кризиса многие лишились средств к существованию. Фоновый каузатор может быть также у процессов: Волнение на море увеличивается из-за сильного ветра.

Происшествие перцептивное фиксирует изменение, которое происходит не в мире, а в сознании (восприятии) Наблюдателя: Тропинка вывела к дому – в действительности имела место ситуация «Наблюдатель перемещается по тропинке»; при этом он заранее не знает, что находится в конце тропинки, и в какой-то момент обнаруживает, что тропинка ведет к дому. Поскольку в центре оказывается событие в сознании Наблюдателя, а физическое изменение состоит в том, что Наблюдатель просто подошел к дому, такие происшествия названы перцептивными. 

В названиях частных разновидностей происшествия используются также термины «локативный объект» (см. Действие с локативным объектом) и «интерпретация» (см. Действие с акцентом на результате; интерпретация).

 Процесс.

Основные разновидности процесса – процесс предельный и процесс непредельный.

Каждый из них может быть каузативным и некаузативным. Предельный процесс предполагает достижение качественного предела, после которого изменения, происходившие на интервале процесса, продолжаться не могут, ср. выздоравливать– выздороветь: если человек выздоравливает, у него есть признаки состояния «болен», число которых постепенно, по мере выздоровления, уменьшается; когда человек выздоровел, он достиг состояния «здоров» и не может *продолжать выздоравливать. Ср. также каузативный предельный процесс Вода наполняет бассейн, пределом которого является состояние Бассейн полон. Непредельный процесс – количественное изменение значения признака или параметра, ср. Скорость судна увеличилась (на какую-то величину, но в дальнейшем может еще увеличиться или, напротив, уменьшиться); ср. также каузативный непредельный процесс: Попутный ветер немного увеличил скорость судна.

Процесс, как и происшествие, может быть перцептивным, т.е. актуально восприниматься Наблюдателем: Конвой стучит подковами; Тучи постепенно закрывают солнце. В реальности имеет место ситуация Конвой идет или Тучи движутся по небу. Однако представление этой ситуации с помощью глаголов стучать и закрывать ориентированы на Наблюдателя, который в ситуации не участвует, но воспринимает ее (т.е. ситуация разворачивается в поле зрения / в зоне восприятия Наблюдателя). В первом случае Наблюдатель слышит стук, во втором – перестает видеть солнце. 

Свойство – это обобщение процесса: Принтер рвет бумагу – всегда, когда принтер работает, имеет место процесс «принтер рвет бумагу» 

Состояние.

Для базы интерес представляют производные состояния, т.е. такие, которые возникли в результате предшествующего изменения – действия (Девушка украсила платье брошкойБрошка украшает платье), происшествия (Упавший камень загородил вход в пещеруКамень загораживает вход в пещеру), процесса (Снег постепенно покрывает поляСнег покрывает поля от края до края) и обозначаются однокоренным глаголом. Такие состояния входят в парадигму многозначности глагола наряду с другими лексемами, обозначающими действие (Девушка украшает…) или процесс (Снег постепенно покрывает…). 

В базе есть такие субкатегории, как состояние перфектное (субъект состояния выражается подлежащим: Петя огорчается из-за провала на экзамене); состояние: Объекта; перфектное (субъект состояния выражается прямым дополнением: Нас огорчает его отсутствие); состояние: Экспериента; синхронное каузации (Рюкзак давит на плечи; Яркий луч света раздражает глаза).

Перфектное состояние и состояние Экспериента отличаются следующим.

Перфектное состояние – это результат ситуации, которая имела место в прошлом и завершилась. Состояние это поддерживается само собой, когда ситуация-причина, его вызвавшая, уже завершилась и не имеет места. Состояние Экспериента, синхронное каузации, существует в силу того, что фактор, его вызвавший, продолжает действовать. Когда фактор перестает действовать, прекращается и само состояние. 

Полный список Т-категорий можно посмотреть:

а) в общем меню базы – обратившись к опциям: «Просмотр базы → Т-категории глаголов».

б) в открытой карточке конкретного глагола – нажав на кнопку в конце поля «Т- категория».