Важнейший из четырех ключевых параметров глагольной лексемы –
таксономическая категория (Т-категория), или, иначе, акциональный класс.
Т-категория (акциональный класс) соответствует определенному типу
внеязыковой ситуации и показывает, как содержание ситуации
распределяется во времени.
Акциональные классы разделяются в зависимости от того
а) есть ли в ситуации целесообразно действующий субъект (Агенс) или она
развивается «стихийно»: агентивность (контролируемость)
vs.
неагентивность;
б) есть ли в ситуации изменение (действие, деятельность, процесс,
происшествие) или она статическая (состояние): динамичность
vs.
статичность;
в) есть ли в ситуации ограниченность во времени:предельность
vs.
непредельность
г) каков интервал ситуации по отношению к моменту наблюдения
интервал достаточен, чтобы наблюдатель мог находиться внутри
интервала, или ситуация сосредоточена в одной точке и наблюдатель может
находиться внутри интервала: длительность
vs.
моментальность
наблюдателю достаточно одного интервала наблюдения, чтобы
идентифицировать ситуацию, или нужно несколько таких интервалов
(обычный
vs.
сверхдолгий временной интервал)
Каждая Т-категория (акциональный класс) характеризуется определенным
набором участников и задается каркасом, т.е. определенной конфигурацией, структурой компонентов в толковании.
Каждая категория отражает структуру события и соответствующую ей
структуру толкования (набор участников, конфигурацию компонентов), т.е.
задает ФОРМАТ ТОЛКОВАНИЯ, одинаковый для представителей данной
категории. Так, действие обязательно предполагает деятельность субъекта,
состоящую в прямом или косвенном воздействии на объект, и достижение
результата, совпадающего с целью; происшествие предполагает изменение
состояния объекта, т.е. обязательными компонентами являются исходное
состояние и конечное состояние, и т.д. Кроме постоянных параметров
структуры есть вариативные, которые задают субкатегории (например, у
действия может не быть процесса изменения объекта, синхронного
деятельности, ср. уговаривать, ловить).
Т-категория определяет:
– наличие или отсутствие видовой пары
– тип видовой пары (тривиальная пара,
предельная пара, перфектная пара), см.
Противоположный вид.
– сочетаемость с разными типами обстоятельств (ср. *Он
в данный
момент приходит к нам – действие с акцентом на результате (прийти
и под.) не имеет актуально-длительного значения и не сочетается с
обстоятельством момента наблюдения).
– характерные типы семантических сдвигов (см.
Параметры
лексического значения и
парадигма многозначности)
В базе различаются следующие основные категории:
Действие
Деятельность
Происшествие
Процесс
Свойство
Состояние
Действие и его разновидности
Обязательными компонентами структуры действия являются агенс и цель.
Наличие Агенса является общим для действия и деятельности.
Признаки глаголов действия: имеют Агенса, образуют видовую пару.
Основной для глаголов действия является предельная пара (открывать
окно – открыть окно), где глагол НСВ обозначает развитие
ситуации, движение к пределу, а глагол СВ – достижение предела.
Модификации действия могут иметь и другие типы видовых пар.
Глагол действия НСВ имеет следующую структуру:
Исходное состояние
Интервал деятельности
Цель агенса
Глагол действия СВ имеет следующую структуру:
Исходное состояние
Интервал деятельности
Конечное состояние = результат
(= итог).
Действие обычное.
Прототипическим действием является
действие обычное: вымыть
тарелку, вытереть руки, отрезать пуговицу от пальто, расстегнуть куртку,
покрасить забор и т.п.
Действие обычное включает следующий набор компонентов:
Деятельность
субъекта, которая обычно состоит в воздействии на объект определенным
способом – именно тем, который позволяет достичь заданного результата.
Способ,
как правило, предполагает участие инструмента и / или средства
(подметать пол метлой [инструмент],
красить стену краской
[средство] / кистью
[инструмент])
Каузация
(деятельность субъекта каузирует процесс в объекте)
Процесс:
синхронное деятельности (воздействию) изменение свойства или состояния
объекта; у действия обычного процесс имеет предел – такую точку,
по достижении которой процесс оказывается исчерпанным и далее
продолжаться не может;
Цель
субъекта (для глаголов НСВ) – определенное конечное состояние объекта (=предел
процесса);
у глаголов СВ цели соответствует достигнутый
результат действия
(= итог процесса)
Действие обычное; конатив
(будить денщика, ловить бабочку) предполагает, что субъект
прилагает усилия, но никаких видимых изменений, синхронных этим усилиям,
с объектом не происходит, т.е. отсутствует процесс, синхронный
деятельности субъекта. Изменения не накапливаются (поэтому нельзя
сказать *наполовину разбудил денщика, *наполовину
поймал бабочку), а конечное изменение происходит одномоментно (или
не происходит вовсе): будил-будил – еле разбудил; ловил целый
час, но так и не поймал.
У таких глаголов не заполняется поле К-7, которое предназначено для
компонента «процесс». См. Толкование.
Конативом может быть не только действие обычное, но и
действие с
акцентом на результате.
Действие обычное;
с локативным Объектом.
Такие глаголы обладают «смещенной диатезой» (по сравнению с «обычным»
глаголом).
К ним относятся, например, глаголы «полного охвата» (термин Ю.Д.
Апресяна). Глагол наполнить (бассейн водой) описывает
ситуацию «налить воды в бассейн» (и содержит дополнительный компонент,
что бассейн занят водой целиком, откуда и термин «полный охват»). У
глагола налить (воды в бассейн) вода является объектом (пациенсом),
а бассейн – местом. У глагола же наполнить (бассейн водой)
вода выполняет роль средства, а бассейн формально является объектом, но
семантически он продолжает оставаться местом-вместилищем, куда наливают
воду. Поэтому такой «объект» назван локативным.
Локативный объект встречается не только у глаголов действия, но также у
глаголов происшествия (залить скатерть чернилами, т.е.
«налить чернил на скатерть»); глаголов процесса (вода залила
пол в ванной, т.е. «вода налилась на пол») и глаголов состояния
(снег покрывает землю, т.е. «снег лежит (находится) на
земле»).
Действие сверхкраткое.
Действие занимает столь малый интервал времени, что у него естественно
употребляется только глагол СВ: потушить свет, пробить фанеру
кулаком. Употребление НСВ в актуально-длительном значении обычно
затруднено, но в принципе возможно.
Действие сверхдолгое.
Действие сверхдолгое (вырастить дерево) происходит на сверхдолгих
интервалах, поэтому оно, в отличие от действия обычного (мыть руки),
не соотносится с моментом наблюдения, а описывается интервалом, ср.: Я сейчас не могу подойти к телефону: я мою руки, но
?Я
сейчас не могу подойти к телефону: я выращиваю дерево.
Действие состоит из разнородных действий субъекта, который на
сверхдолгом интервале создает и поддерживает условия для достижения
конечного результата.
Парный НСВ имеет не актуальное, а стативное значение.
Действие с количественным результатом.
Эти глаголы обозначают действие с недискретным объектом:
намолоть
муки, выплавить 10 тонн стали, нарезать моркови, набить сена в матрас,
нарвать цветов. Обычно это вещество (плавить
сталь) или множество (резать морковь). Поскольку результат
имеет количественную характеристику (выплавить какое-то количество
стали, нарезать / натереть какое-то количество моркови), его нельзя
обозначить тем же выражением на интервале деятельности. Так, если
субъект съел яблоко, то на интервале деятельности он ел яблоко
(обычный предел); но если субъект вскопал две сотки, то на
интервале деятельности он не *копал две сотки, а копал
землю, если субъект нарезал моркови, то на интервале
деятельности он не *резал моркови, а резал морковь. Т.е. в
силу характера объекта действие не имеет естественного предела и не
имеет предельной видовой пары. Интервал деятельности, приводящей к
количественному результату, описывается глаголом категории
«деятельность: транзитив; с накоплением результата» (молоть муку;
набивать сено в матрас; рвать цветы и т.д.)
Действие с параметрическим объектом.
Глаголы обозначают действие, направленное на изменение значения
параметра (скорость, длина, глубина, температура, вес и т.п.): охладить раствор (= ‘уменьшить температуру’),
увеличить ширину
дверного проема, замедлить ход поезда (=‘уменьшить
скорость’).
Эти глаголы похожи на
действия с локативным объектом (глаголы
полного охвата) тем, что на интервале деятельности субъект изменяет
состояние объекта, воздействуя на какой-то другой объект:
углубить яму
= копать землю и выбрасывать ее из ямы, тем самым делая яму глубже; удлинить юбку = пришить к юбке кусок ткани, тем самым сделав ее
длиннее.
Разница в том, что у глаголов полного охвата (набить подушку сеном)
предел имеет абсолютный характер (объект «занят» целиком, в полном
объеме), а у глаголов с параметрическим объектом значение параметра
меняется на некоторую величину, которую можно выразить специальной
валентностью: удлинить юбку на 5 см.
Действие с синхронным результатом.
Постучать
(по крышке прибора), потереть (ушибленное место).
Результат действия существует лишь пока продолжается само действие и
исчезает после прекращения деятельности: Постучал по крышке прибора
– синхронным результатом действия является стук.
Действие: дальняя цель.
Действие с дальней целью – это ситуация, когда субъект совершает
какое-то действие (стучит в дверь), имеющее «ближайшую» тривиальную цель
(постучать в дверь), но при этом имеет и другую цель (звуком
привлечь внимание других людей, чтобы они открыли дверь). Т.е. результат
данного действия (стук) мыслится субъектом не как конечный, а как
средство достижения другой, дальней цели.
Действие с акцентом на результате.
Интервал деятельности не может быть описан тем же глаголом в форме НСВ:
что он делает?
– *вдохновляет
Y-а;
*мы сейчас доходим до леса.
Деятельность субъекта по достижению цели (поле К5) описывается другим
глаголом или глаголами:
Х вдохновил
Y-а
на разработку новой модели
→ Х говорил, убеждал;
Дошли до леса только к вечеру
→ шли (но не *доходили до леса; Вы куда? – *Доходим до леса).
Таким образом, у действий с акцентом на результате отсутствует парный
НСВ со значением актуальной (наблюдаемой) деятельности.
Глаголы данной Т-категории имеют только тривиальную видовую пару, т.е.
соответствующий глагол НСВ имеет многократное значение:
Сколько раз мы доходили до леса, но ни разу не вошли в лес.
Действие с акцентом на результате; интерпретация.
У глаголов интерпретации есть «объективный компонент», т.е. денотативное
содержание ситуации, и есть осмысление, квалификация этого содержания
говорящим. Таким образом, глаголы интерпретации включают компонент
«Говорящий считает» или «говорящий утверждает». Например, в ситуации «Х
вмешался в разговор» есть «объективное» действие Х-а: заговорил, принял
участие в разговоре. Но говорящий рассматривает это действие как
неуместное, нежелательное, как помеху другим собеседникам, и
квалифицирует его как вмешательство.
Интерпретацией может быть также происшествие, ср.:
испортить 2.2
(Появление Ивана испортило нам вечер).
Действие моментальное.
Особенность действия моментального состоит в том, что оно имеет, так
сказать, нематериальный результат, который не занимает времени: это
некоторое изменение состояния, изменение положения дел. Чтобы достичь
этого результата, субъект либо просто принимает решение (воздержался
при голосовании – решил не голосовать ни за, ни против и не
голосовал), либо совершает какое-то физическое действие – обычно речевое
или семиотическое (произносит слова, производит знаковые движения): попросил принести чаю (сказал «Принесите чаю» или что-то
подобное), увеличил сотрудникам зарплату (издал приказ об
увеличении зарплаты). Этот «субстрат», конечно, занимает какое-то время
и требует определенных усилий, однако результирующее изменение
происходит «моментально», почему данная разновидность действия и
получила такое название.
Действие абстрактное.
Субъект достигает цели, которую он заранее наметил, однако способ
достижения этой цели не специфицирован. Если в случае вымыть кастрюлю
(действие обычное) известно, что для достижения результата на интервале
деятельности нужно мыть кастрюлю, т.е. известен способ, которым
можно достичь результата, то в случае укрепить дисциплину заранее
неизвестно, какие действия нужно предпринять, каким способом этого
достичь.
У таких глаголов в поле К5 (способ) – компонент «способ не
специфицирован».
Деятельность
– тип ситуации, близкий к действию.
Деятельность, как и действие, предполагает Агенса, т.е. целесообразно
действующего субъекта.
Деятельность отличается от действия по характеру предела и по наличию
объекта.
Деятельность – в отличие от действия – непредельная ситуация, т.е. она
может быть прервана, но не исчерпана естественным пределом: клеить
коробочки, болтать ногами, наблюдать за подъездом, ехать на велосипеде,
сопровождать груз.
Деятельность может не иметь объекта (прямого, т.е. выражаемого винит.
падежом без предлога). У действия всегда есть объект. Это синтаксическое
различие связано с семантическим. Цель действия – изменение состояния
объекта, а его результат – новое состояние объекта. У деятельности может
быть косвенный объект (стучать в дверь; играть на скрипке).
Целью такой деятельности не является изменение состояния объекта: цель
ситуации стучать в дверь – не изменить состояние двери, а подать
сигнал, цель ситуации играть на скрипке – не изменить состояние
скрипки, а извлечь звуки.
В качестве своеобразного объекта может выступать и собственное тело
человека: в ситуации движения – идет, бежит и т.д. –
человек «управляет» собственным телом, в результате чего оно
перемещается.
Глаголы деятельности, имеющие прямой объект, относятся к субкатегории «деятельность:
транзитив».
К субкатегории «деятельность: транзитив; с накоплением результата»
относятся глаголы НСВ с недискретным объектом (объектом выступает
вещество или масса), ср.: пахать землю, молоть зерно, тереть морковь. Они соотносятся с глаголами СВ «действие: с
количественным результатом».
Спецификации деятельности – абстрактная, дальняя цель, итерпретация, с
синхронным результатом, сверхдолгая – имеют тот же смысл, что и
соответствующие спецификации действия (см.
Действие и его
разновидности).
Происшествие
– это изменение состояния объекта или положения дел, происходящее не в
результате целенаправленной деятельности человека, а в силу действия
каких-то стихийных причин или случайных событий. При этом какие-то
причины обязательно действуют, в противном случае положение дел не
менялось бы. Поэтому смысл «причина» (каузативный компонент) входит в
семантику любого глагола происшествия. Однако статус этого компонента
может быть различным, в силу чего Т-категория «происшествие» имеет две
основных субкатегории – «происшествие каузативное» и «происшествие с
фоновым каузатором».
Происшествие каузативное.
У глаголов этого подкласса (пуля пробила дверь,
ураган сломал
дерево, хулиганская выходка возмутила присутствующих)
каузация является строевым компонентом, а каузатор (причина изменения)
входит в коммуникативный центр, являясь субъектом и подлежащим.
Происшествие каузативное имеет разновидности.
Происшествие: каузативное; с действующим субъектом
(Мастер натер мозоли на руках): каузатором является не стихийная
сила, а деятельность лица, а каузируемым – побочный (обычно
нежелательный) результат этой деятельности, который не был ее целью.
Происшествие: каузативное; с субъектом ответственности
– это ситуация, когда с человеком происходит какое-то происшествие,
неконтролируемая ситуация, и эта ситуация является причиной ущерба
объекту: зацепился за гвоздь и порвал пиджак; вертел в руках
карандаш и сломал. Человек при этом назван субъектом
ответственности, т.к. он мог бы избежать нежелательных последствий, если
бы лучше контролировал себя.
Происшествие с фоновым каузатором.
Это глаголы (дети проснулись от шума в коридоре,
чашка упала с
верхней полки), у которых причина изменения (каузатор) не находится
в коммуникативном центре и является фоновым компонентом (эта информация
помещается в строки К1–К3). Фоновый каузатор, в отличие от полноценного
каузатора, не является подлежащим; тем не менее он очень часто может
быть выражен синтаксически – предложной группой: Дети проснулись от шума;
Из-за кризиса многие лишились
средств к существованию. Фоновый каузатор может быть также у
процессов: Волнение на море увеличивается из-за сильного ветра.
Происшествие перцептивное
фиксирует изменение, которое происходит не в мире, а в сознании
(восприятии) Наблюдателя: Тропинка вывела к дому – в
действительности имела место ситуация «Наблюдатель перемещается по
тропинке»; при этом он заранее не знает, что находится в конце тропинки,
и в какой-то момент обнаруживает, что тропинка ведет к дому. Поскольку в
центре оказывается событие в сознании Наблюдателя, а физическое
изменение состоит в том, что Наблюдатель просто подошел к дому, такие
происшествия названы перцептивными.
В названиях частных разновидностей происшествия используются также
термины «локативный объект» (см. Действие с локативным объектом) и
«интерпретация» (см.
Действие с акцентом на результате; интерпретация).
Процесс.
Основные разновидности процесса – процесс предельный и процесс
непредельный.
Каждый из них может быть
каузативным и некаузативным. Предельный процесс предполагает достижение качественного предела,
после которого изменения, происходившие на интервале процесса,
продолжаться не могут, ср. выздоравливать– выздороветь: если человек
выздоравливает, у него есть признаки состояния «болен», число которых
постепенно, по мере выздоровления, уменьшается; когда человек
выздоровел, он достиг состояния «здоров» и не может *продолжать
выздоравливать. Ср. также каузативный предельный процесс Вода
наполняет бассейн, пределом которого является состояние Бассейн
полон. Непредельный процесс – количественное изменение
значения признака или параметра, ср. Скорость судна увеличилась
(на какую-то величину, но в дальнейшем может еще увеличиться или,
напротив, уменьшиться); ср. также каузативный непредельный процесс: Попутный ветер немного увеличил скорость судна.
Процесс,
как и происшествие, может быть перцептивным, т.е. актуально
восприниматься Наблюдателем: Конвой стучит подковами; Тучи постепенно закрывают солнце. В реальности имеет место ситуация
Конвой идет или Тучи движутся по небу. Однако
представление этой ситуации с помощью глаголов стучать и закрывать
ориентированы на Наблюдателя, который в ситуации не участвует, но
воспринимает ее (т.е. ситуация разворачивается в поле зрения / в зоне
восприятия Наблюдателя). В первом случае Наблюдатель слышит стук, во
втором – перестает видеть солнце.
Свойство
– это обобщение процесса: Принтер рвет бумагу – всегда, когда
принтер работает, имеет место процесс «принтер рвет бумагу»
Состояние.
Для базы интерес представляют производные состояния, т.е. такие, которые
возникли в результате предшествующего изменения – действия (Девушка
украсила платье брошкой → Брошка украшает платье),
происшествия (Упавший камень загородил вход в пещеру → Камень
загораживает вход в пещеру), процесса (Снег постепенно покрывает
поля → Снег покрывает поля от края до края) и обозначаются
однокоренным глаголом. Такие состояния входят в парадигму многозначности
глагола наряду с другими лексемами, обозначающими действие (Девушка
украшает…) или процесс (Снег постепенно покрывает…).
В базе есть такие субкатегории, как
состояние перфектное (субъект
состояния выражается подлежащим: Петя огорчается из-за провала на
экзамене); состояние: Объекта; перфектное (субъект
состояния выражается прямым дополнением: Нас огорчает его отсутствие);
состояние: Экспериента; синхронное каузации (Рюкзак давит на
плечи; Яркий луч света раздражает глаза).
Перфектное состояние и состояние Экспериента отличаются следующим.
Перфектное состояние – это результат ситуации, которая имела место в
прошлом и завершилась. Состояние это поддерживается само собой, когда
ситуация-причина, его вызвавшая, уже завершилась и не имеет места.
Состояние Экспериента, синхронное каузации, существует в силу того, что
фактор, его вызвавший, продолжает действовать. Когда фактор перестает
действовать, прекращается и само состояние.
Полный список Т-категорий можно посмотреть:
а) в общем меню базы – обратившись к опциям: «Просмотр базы →
Т-категории глаголов».
б) в открытой карточке конкретного глагола – нажав на кнопку в конце
поля «Т- категория».